Контроль расхода топлива на предприятиях

Контроль расхода топлива на предприятияхСейчас на многих предприятиях страны стали активно внедряться системы контроля и мониторинга автопарка. Необходимость вызвана в первую очередь вследствие денежных убытков на предприятиях, которые ежегодно составляют до 40% от всех выделенных на содержание транспорта средств за счёт хищения ГСМ и попутно, за счёт некачественно выполненной работы водителями, а также других факторов, связанных с отсутствием контроля на предприятии.

Контроль топлива

Сейчас на рынке очень большое количество предложений, касающихся облегчения контроля за автопарком предприятий. В основном все они ориентированы на конкретный фактический учёт ГСМ за счёт установок специализированного оборудования на автомобили, которые должны контролироваться. В зависимости от типа оборудования и вида установок разделяется и качество учёта ГСМ и других параметров работы транспорта.

Самый простой и недорогой вариант, (если, например, предприятие небольшое и имеет ограниченный бюджет) – это установка в автомобили телекоммуникационного оборудования (как правило, GPS и ГЛОНАСС устройств, работающих со спутниками), которое позволяет показывать точное местоположение объектов на электронной карте, их скорость перемещения, стоянки, и многие другие параметры, связанные с ориентированием на местности.

Такие данные о транспорте позволяют без особого труда подсчитывать количество затрачиваемого топлива по пробегам, которые выдаёт программа, работающая с данными устройствами. Очень часто в таких программах, такие параметры как расход топлива подсчитываются математически на основании пробега, пройденного пути и других параметров, полученных при помощи спутников. Но такой тип установки оборудования имеет ряд недостатков:

  • Он подходит для учета ограниченного типа транспорта.
  • Транспорт, который в большей степени работает стационарно (специализированные бурильные установки, автокраны и др.) не будет корректно подсчитан по параметрам затраченных ГСМ, так как по большей части он не перемещается.
  • Даже если такие устройства установлены на автомобили, которые основную работу проводят именно за счёт перемещения, то нет гарантии, что математический подсчёт затраченного топлива в сутки является верным. Ведь учёт топлива в программе происходит благодаря тому, какие нормативы списания топлива на нужное количество километров было запрограммировано первоначально.

Варианты оборудования

Программа не учитывает пробок, которые существуют в крупных городах, также она не будет учитывать необходимость в зимний период «прогревания» двигателя какое-то время перед поездкой, и уж тем более не будет дифференцировать автомобили с изношенными деталями, которые требуют большие затраты топлива, нежели новые. За счёт такого некорректного подсчёта за месяц программа насчитает расход топлива не по факту. Однако, всё же, будет более близка к правильным параметрам, нежели по данным путевых листов водителей.

Другой вариант, это установка комплекса оборудований (СКАУТ - Спутниковый Контроль Автотранспорта и Учёт Топлива), который включает в себя использование штатных датчиков, датчиков уровня топлива в бак и передающее параметры устройства (как правило, им опять же может выступать терминал GPS и ГЛОНАСС). В этом случае программа чётко будет учитывать, какое количество топлива было залито за весь месяц, и какое израсходовано. Такой вариант установок оборудования на автотранспорт устраивает многих руководителей предприятий – держателей автопарка, так как он является максимально приближённым к качественному контролю по фактическим параметрам работы транспорта, и является достаточно бюджетным за счёт набора оборудования, который не представляет собой огромной ценности. Достаточно иметь выделенного диспетчера, который сможет контролировать автопарк по рабочим параметрам удалённо и проводить анализ на этом фоне, передавая потом консолидированные данные в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учёте отдельной строкой.

В случае если нужен точнейший контроль автопарка, в частности, это касается довольно крупных объектов, которые затрачивают большое количество ГСМ (к ним могут относиться суда, тепловозы, редкие и специализированные виды наземной техники), то для такого варианта транспорта предлагается специализированная установка, которая позволяет контролировать большое количество параметров и показывать фактическую их работу. Это достигается за счёт дополнительного оборудования, но модуль спутникового мониторинга входит во все поставки. В такой комплект оборудования могут входить расходомеры топлива, устанавливаемые на топливные магистрали, всевозможные температурные датчики и датчики давления. Причём, как правило, на крупных объектах бывает по нескольку двигателей одновременно, и соответственно для них используются специальные передающие параметры устройства, которые могут учитывать большое количество информации и передавать их в программное обеспечение в виде готовых отчётов и графиков. Такие комплекты оборудования бывают более дорогим решением, но за счёт резкой экономии средств предприятия, которая начинается после установок таких систем, быстро окупаются.

В любом случае такое массовое оснащение автопарков стало активно расширяться по многим предприятиям страны. Множество положительных факторов позволили предприятиям, имеющим такой тип контроля и мониторинга, резко сократить расходы на ГСМ. Это дало стимул для внедрения такого типа оборудования и многими другим предприятиям.